Закажите бетон от производителя
Заполните форму, и мы свяжемся с вами

Дорожка из бетона своими руками

Красивые дорожки могут превратить даже самый невзрачный садовый участок в личную парковую зону отдыха. Ведь они, помимо сугубо утилитарной, выполняют функцию зонирования пространства. Материалом для их устройства может послужить все что угодно – камень, дерево, гравий или бетон. И стоит сказать, что последний предпочтителен ввиду исключительной прочности, долговечности и практичности. Он всегда чистый, по нему удобно ходить и катать тачку. А чтобы сделать дорожки из бетона, не потребуется нанимать бригаду строителей и тяжелую технику. С работой можно справиться и своими силами.

Когда делать бетонные дорожки

Самое подходящее время для устройства «дорожной сети» на приусадебном участке – начало июня, или же конец августа. И это не столь климатическая зависимость, сколь цикличность использования участка:

  • весной проводятся общие подготовительные работы к дачному сезону, осуществляются посадки растений и уборка территории;
  • в течение лета участок хочется использовать больше для отдыха или более капитального строительства, чем обустройство маршрутов перемещения;
  • осенью традиционно собирается урожай, участок подготавливается к зиме.

И именно в начале и в конце лета у владельца участка есть и время, и силы для обустройства тропинок и зон отдыха.

Планирование бетонных дорожек

Первое, с чего нужно начать при устройстве «дорожной сети» на даче – спланировать места прохождения, определиться с шириной и формой конструкции. Для этого потребуется нарисовать примерный план участка в удобном масштабе, на котором отметить как имеющиеся, так и планируемые:

  • здания и постройки;
  • элементы ландшафтного дизайна;
  • деревья и кустарники;
  • садово-огородные территории;
  • зоны отдыха;
  • водоемы естественного или искусственного происхождения.
Затем на плане карандашом чертятся дорожки. При их нанесении на план обязательно нужно свериться с местоположением уже существующих тропинок, чтобы впоследствии не вытаптывать газон, желая срезать угол «по привычке». Также стоит иметь в виду, что дорожки на даче делятся на 3 группы.

  1. Функциональные – основные «транспортные артерии» дачного участка, по которым проходят основные маршруты перемещения по участку. Самые широкие «тропинки», их ширина может достигать 80–120 см.

  2. Хозяйственные – прагматичные пути, по которым перемещают грузы, проходят к инженерным сооружениям, обходят дом, хозблок, баню. Их ширина должна быть не меньше 100 см.

  3. Прогулочные – дорожки, прогуливаясь по которым любуются участком или проходят к зоне отдыха. Ширина может варьироваться от 40 до 90 см, в зависимости от количества одновременно прогуливающихся людей.
Стоит выделить их на плане отдельным цветом, причем не стоит переживать об их наложении друг на друга.

Внимание! При прокладывании маршрутов стоит огибать большие деревья – так удастся сохранить корневую систему яблони или декоративной ивы.

Готовый план стоит отложить на недельку-другую, чтобы впоследствии к нему вернуться и оценить свежим взглядом. Может статься, что часть дорожек окажется не на своем месте, часть лишней, а где-то и вовсе будет не хватать тропинки.

Готовый план повторно проверяется на этапе разметки. Нужно пройтись по всем тропинкам, обозначенным на плане. Если все устраивает, то пора переходить к разметке.

Разметка дорожек на местности

Для обозначения контуров будущих маршрутов придется запастись невысокими деревянными, металлическими или пластиковыми колышками. Минимальная длина – 30 см. Их нужно вбивать в землю с интервалом 30–50 см. Расстояние между колышками необходимо уменьшить в следующих местах:

  • скругления;
  • углы и повороты;
  • пересечения.

Внимание! Для удобства стоит натянуть по колышкам веревку белого цвета, которая поможет увидеть маршруты и опробовать их.

Подготовка основания для устройства дорожек из бетона

Завершив разметку, пора переходить к закупке стройматериалов: геотекстиля, пленки, досок для опалубки (бордюров) щебня или гравия, песка. Когда материалы будут выгружены на даче, нужно приступить к формированию «корыта», в котором будет лежать основание путей. Делается это в несколько приемов.

  • С помощью лопаты выбирается плодородный слой на глубину не менее 20 см. Если несущая способность грунта вызывает сомнения, или же обустраивается хозяйственная дорожка, по которой будут возить тачки, ездить различная техника, глубину выборки стоит увеличить вдвое.
  • При высоком УГВ дополнительно прокапываются дренажные каналы, располагающиеся ниже подошвы подготавливаемого основания.
  • С помощью гидроуровня или лазерного нивелира необходимо отбить горизонталь, чтобы дорожка была на одном уровне, если это позволяет ландшафт участка. Верхняя линия дорожки (бордюра) отмечается белым шнуром.
  • На дно траншеи выкладывается полотно геотекстиля, которое отделит «подушку» дорожки от подлежащего грунта. Стыки выполняются внахлест величиной 30 см.
  • Геотекстиль равномерно засыпается слоем песка толщиной от 10 до 20 см. Песчаная засыпка проливается водой, затем трамбуется виброплитой.

Внимание! При формировании основания обязательно стоит позаботиться об уклоне, который естественным путем будет удалять воду с дорожек. Величина уклона может быть небольшой – 2-5о, но высшая точка всегда должна находиться в стороне постройки, чтобы минимизировать подтопление зданий и сооружений.

Устройство опалубки для бетонной дорожки

Бетон при заливке будет стремиться растечься. Препятствовать этому может опалубка, которая выполняется в съемном и несъемном варианте. Последний предполагает монтаж бордюров перед заливкой. Съемная опалубка устанавливается только на период монолитных работ и последующего срока твердения бетона. Оба варианта обладают своими преимуществами, а потому стоит их рассмотреть подробней.

Дорожки с бордюром смотрятся эстетично, они могут быть чуть выше уровня земли, но при этом смотреться стильно и элегантно. Для монтажа бордюра используется кладочный раствор толщиной не менее 5 см, иногда армированный стальными прутками D=5 мм. После установки поребрика он выравнивается в плоскости с помощью резиновой или деревянной киянки.

Установленный бордюр – не просто декоративный элемент, а несъемная опалубка конструкции из бетона.

Дорожки без бордюра обычно делаются выше уровня земли на 3–7 см. Это позволяет поддерживать дорожки в чистом состоянии и не допускать их зарастания травой. Для их устройства собирается опалубка из досок или подобных подходящих материалов. Чтобы раствор не испортил их, и опалубку было легче разобрать, на бортики накладывается плотная ПЭ-пленка и фиксируется на дне с помощью гравия или щебня.

Внимание! При необходимости оформления плавных изгибов опалубка под бетон формируется с помощью полосок фанеры. Она легко гнется и позволяет получить нужный радиус изгиба.

После выстраивания каркаса и бортиков опалубки потребуется выполнить еще несколько мероприятий.

  • Усилить боковины от давления бетона. Для этого вколачиваются дополнительные клинья, а бортики с внешней стороны засыпаются извлеченным из траншеи грунтом.
  • При толщине бетонного слоя более 10 см нужно связать противоположные бортики бруском сечением 50х50, расположив его над опалубкой. Шаг связки – от 1 до 2 м.
  • Через каждые 1,5–2 м дорожки нужно выставить деревянные рейки толщиной 0,5–2 см. Они работают как деформационные швы и разгружают монолит при различных нагрузках. Без них дорожка попросту потрескается.
  • В местах примыкания к бетонным конструкциям выполняется устройство швов, препятствующих передаче деформаций от сооружения к дорожке и наоборот. Для этого используют толстые рейки из дерева толщиной до 5 см.

Армирование дорожки

Если не использовать армирование, монолитный бетон начнет лопать под воздействием изгибающих и скручивающих нагрузок. В армировании нет ничего сложного. Достаточно расставить «стульчики» по дну выемки, и по ним разложить карты сварной сетки 100х100, D=3-5 мм.

В местах, где будет ездить техника, необходимо дополнительное армирование прутками арматуры сечением D=10 мм с шагом 1 м. Считается, что стальную арматуру можно заменить пластиковой с сечением 6 мм.

Укладка бетона

После завершения формирования опалубки и процедуры армирования можно приступать к монолитным работам. Многие думают, что можно приготовить бетон своими силами. Но для этого потребуется море времени, цемент, передвижная бетономешалка, гравий, песок, пластификаторы… Все это придется переносить на руках, а после страдать от болей в спине.

Поэтому гораздо проще, а самое главное – дешевле купить готовый у надежного поставщика. Для дорожек подойдет бетон марки М-200. Его характеристик более чем достаточно для подобных целей. Доставленный миксером бетон:

  • будет точно соответствовать требуемым характеристикам;
  • ускорит проведение монолитных работ;
  • снизит общие трудозатраты;
  • сделает процесс устройства дорожек более «чистым».

Подачу бетона в нужные участки упростит бетононасос. В этом случае можно будет обойтись даже без помощников и справиться своими руками и одной лишь лопатой. Без бетононасоса придется обращаться за помощью к 3–4 своим друзьям.

При монолитных работах важно следить, чтобы везде была одинаковая толщина слоя. Для прогулочных дорожек достаточно 4–5 см, а для функциональных и хозяйственных вплоть до 10 см. ориентиром служит край опалубки, а если используется бордюр, то линия вдоль него.

При укладке бетона необходимо разравнивать поверхность специальной гладилкой до тех пор, пока не выступит цементное молочко. В труднодоступных местах можно использовать небольшие мастерки.

Внимание! Можно использовать специальные трафареты, которые придадут поверхности сходство с натуральным камнем.

Ввод бетонной дорожки в эксплуатацию

Бетону нужно не менее 28 дней для набора прочности. И это при благоприятных погодных условиях – +18…+20оС. При более жаркой погоде его придется периодически поливать водой из распылителя в первые 1–5 дней, а при более прохладной срок набора прочности увеличивается.

Примерно через неделю после бетонирования можно снять опалубку и оформить прилегание газона к дорожке. Еще через неделю по бетонной поверхности можно ходить, но только пешком и без тачек.
Дата публикации - 23.12.2021
Понравилась наша статья?

Статьи

Наша продукция

Мы производим товарный бетон, мостовой бетон, строительный и кладочный раствор

Закажите бетон от производителя

Заполните форму, и мы свяжемся с вами